Предупреждение неосторожных преступлений


     Во-первых, при предупреждении этих преступлений отсутствуют некоторые формы и методы, характерные для предупреждения умышленных преступлений. При их совершении нет таких форм преступной деятельности, как приготовление, покушение, соучастие. Поэтому невозможны такие методы предупреждения преступлений, как выявление лиц, готовящихся к совершению преступлений, пресечение начавшихся преступлений, выявление преступных группировок и т. д.

     Во-вторых, в системе социальных мер предупреждения неосторожных преступлений удельный вес общесоциальных мер, по нашему мнению, выше, чем это имеется в отношении умышленных преступлений.

     В-третьих, меры предупреждения неосторожных преступлений могут иметь сходство и даже совпадать с мерами защиты от случайного причинения вреда. В области использования техники, в сфере специальной профессиональной деятельности (например, медицинской) предупредительные меры ориентированы не на возможных преступников, а прежде всего на предотвращение любого, в том числе как неосторожного, так и случайного ущерба.

     В-четвертых, в системе мер предупреждения неосторожных преступлений значительно больший удельный вес (чем относительно умышленных преступлений) занимают различные технические мероприятия. Это и не удивительно, поскольку в генезисе неосторожного преступления факторы, относящиеся к ситуации, к орудиям и средствам действия, также имеют большее значение, чем при совершении умышленный преступлений.

     Наконец, в-пятых, неосторожная преступность более «отзывчива» на предпринимаемые (предупредительные меры, чем умышленная преступность. Так, в США на специально реконструированной части дорог количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось в 2,5раза. Во Франции на автострадах, оборудованных в соответствии с требованиями безопасности движения, в 1973 году произошло в 3 раза меньше несчастных случаев на 1 км пути при максимальной скорости 140 км/час, чем на простых шоссе, где максимальная скорость ограничена 90 км. Своеобразный «социальный эксперимент» поставил энергетический кризис, вызвавший в ряде стран ограничение скорости движения. В США в ноябре 1973 года, когда в ряде штатов скорость движения на дорогах была ограничена 55 милями в час, число жертв автомобильных катастроф сократилось на 15 — 20% по сравнению с тем же периодом il972 года3. В Австрии в результате ограничения скорости движения на автодорогах до 100 км/час в декабре 1973 года число транспортных аварий снизилось на 17%, число раненых — на 20%, а число погибших в авариях —на 29 %.

В советской печати сообщалось, что в результате очистки комбинатом «Ленлес» рек Ленинградской области от бесхозно плавающих бревен аварийность флота, плавающего по этим рекам, уменьшилась в 1971 году по сравнению с 1964 годом в 14 раз.

     Указанные особенности свидетельствуют о необходимости разработки специфических мер предупреждения преступлений как в общем плане (в плане общей теории предупреждения преступлений), так и применительно к отдельным видам неосторожных преступлений — технических, должностных, профессиональных и бытовых.

3. С проблемой предупреждения неосторожных преступлений тесно связана и другая проблема — уменьшение причиняемого ими вреда. Дело в том, что причины неосторожных преступлений, а значит, и сами они вряд ли могут быть полностью устранены в ближайшее время. Поэтому большое практическое значение имеет уменьшение причиняемого ими вреда. Значение этого вопроса станет очевидным, если вспомнить, какой тяжелый и невосполнимый вред могут причинить некоторые преступления в области использования техники.

     Предотвращению вреда,   причиняемого   неосторожными преступлениями, способствуют самые разнообразные меры защиты и так называемые «меры пассивной 'безопасности»: привязные ремни в самолетах и автомобилях, шлемы у строителей, горняков и мотоциклистов оборудование транспортных средств аптечками и т д' Нетрудно заметить, что эти меры не имеют специфического криминологического характера, они направлены на сокращение любого вреда, возможного в данной сфере деятельности.

     Указанные меры могут иметь самый различный характер: технический, организационный и учебно-методический (например, обучение способам оказания первой помощи). Разумеется, их разработка выходит за рамки криминологии и составляет задачу специальных наук.

     Уменьшению причиняемого неосторожными преступлениями вреда будет способствовать осуществление постановления Правительства СССР «О мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий», в котором специально предусмотрено обеспечение выпускаемых автомобилей устройствами, снижающими тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.