Предупреждение совершения насильственных преступлений.


     Предупреждение насильственных преступлений зависит от происходящих в стране преобразований социально-экономического и политического характера, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создает предпосылки для успешной борьбы с насильственными преступлениями.

     Огромную роль в профилактике насильственных преступлений играет развитие сферы досуга и формирование здоровой культуры отдыха, постепенное искоренение порочных традиций, которые жестко увязывают отдых с употреблением спиртного. Государство должно обеспечить гражданам возможность снятия стрессов в рамках здорового образа жизни.

     Физкультура и спорт в профилактике насилия могут играть как положительную, так и отрицательную роль.

     Основными направлениями специально-криминологической профилактики в сфере насильственных преступлений являются:

- последовательная борьба с пьянством и наркоманией;

- своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;

- обеспечение эффективной охраны общественного порядка в общественных местах;

- усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

- пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь;

- активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных молодежных группировок;

- своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

- активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия;

- обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления и хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;

- противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации.

     В системе мер борьбы с насильственными преступлениями различают меры общей, групповой и индивидуальной профилактики. Меры профилактического характера подразделяются на:

- организационные — связанные с организацией предупредительной деятельности;

- функциональные — по ее непосредственному осуществлению.

     К числу организационных мер относятся:

- изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности и хулиганства в регионе;

- криминологическое планирование;

- профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т. д.

     К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде:

- систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного порядка;

- обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства деяний;

- проведение специальных профилактических рейдов, проверок;

- осуществление мероприятий, направленных на выявление и изъятие незаконно хранимого оружия;

- правовое воспитание граждан и т. д.

     При осуществлении профилактики необходимо в соответствии с конкретной ситуацией избрать форму реагирования:

- эпизодическую;

- длящуюся;

- неотложную;

- экстренную.

     Если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения и улучшения без резких колебаний, используется эпизодическое реагирование. Оно осуществляется участковым инспектором милиции и представителями общественности. В качестве мер профилактического воздействия можно применять: советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.

    Если конфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени, применяется длящееся реагирование. К мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т. д.

     Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации, часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц, наркоманов.

     В таких случаях могут быть использованы меры правового принуждения: лишение родительских прав; принудительный обмен жилой площади или выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.

     Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его выполняют дежурные части органов внутренних дел.

     Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т. п. После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.