Причины и условия преступности несовершеннолетних.


- отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков.

- отсутствие (временное или длящееся) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

- отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

- подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место в 30 % случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников;

- длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

- проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

     Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:

- безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;

- безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

- распад системы трудоустройства подростков;

- отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

- увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.