Общественная опасность и методы выявления латентной преступности.


- искажает представления о фактическом состоянии, структуре, динамике уголовно наказуемых деяний, о величине и характере причиненного ими ущерба. Таким образом, мы не знаем истинного положения дел в отношении криминальной активности на той или иной территории и за определенный период времени;

- уменьшает степень достоверности прогнозов преступности, затрудняет определение направлений борьбы с ней. Если мы не знаем, что мы имеем сейчас, то не можем точно и правильно определить, что будет дальше и что нам нужно предпринимать, чтобы изменить ситуацию в положительную сторону;

- препятствует реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления. Мы не можем привлечь человека за совершенное им деяние, если не будем знать об этом деянии. Это создает представление у некоторых членов нашего общества о том, что возможно совершить преступление и остаться безнаказанным, что влечет за собой рост первичной преступности;

- подрывает авторитет правоохранительных органов. Если мы говорим о скрываемой латентной преступности, то у населения формируется представление о бесполезности обращения в соответствующие структуры и не создается впечатление об эффективности данной системы вообще;

- способствует росту преступности, особенно рецидивной. Если человек совершает первое преступление и не привлекается за него к ответственности , то у него возникает чувство безнаказанности и вседозволенности, таким образом он с большей вероятностью может совершить новое преступление гораздо более общественно опасное. Когда он в конце концов задерживается, то воспринимает это лишь как досадное недоразумение по его вине. Отбыв наказание, он продолжит совершать преступления, думая, что больше не попадется;

-  снижает активность граждан в борьбе с преступностью. У населения в результате существования латентной преступности может сложиться впечатление, что совершение преступлений – это нормально и возрастет терпимость к такого рода деяниям.

     Понимая все это, ученые и исследователи стараются как можно четче выявить размеры латентной преступности, применяя при этом следующие методы:

     Опрос предполагаемых потерпевших. Например, нам надо установить, сколько на данной территории совершается таких преступлений, как вымогательство. Мы определяем, кто может стать предполагаемой жертвой данного преступления- владельцы ларьков, магазинов и др. Затем мы проводим анонимный опрос данных лиц по вопросу о совершении в отношении них данного деяния, а затем сопоставляем полученные данные с официальной статистикой в данном районе. Полученная разница и показывает латентность данного преступления;

    Опрос населения. В отличие от предыдущего метода мы опрашиваем население в общем, не по конкретным составам, не представителей конкретных соц. групп населения. При этом, мы интересуемся кто-либо, становился ли жертвой преступления или совершал ли сам преступное деяние, какое и когда, результат.

     Экспертные оценки. При использовании данного метода мы опрашиваем лиц, которые занимаются изучением определенных преступлений, и лиц, работающих с ними на практике. Эти лица лица могут с большей точностью определить каково, сегодня положение дел с преступностью.

     Экономический анализ. Например, мы определяем, каков на данной территории общий доход (официально) населения за определенный период, а чатем определяем, сколько было затрачено этим населением на покупку товаров и оплату услуг. Сопоставив эти данные, мы можем узнать, сколько денег было получено населением «черным» налом, и рассчитать приблизительно, какова сумма ущерба в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 174, 174, 198, 199 и др.;

- изучение материалов бюро судебно-медицинских экспертиз, поликлиник, больниц и сопоставление их с данными правоохранительных органов. Сопоставив эти материалы (содержащие данные о вреде здоровью), с учетом пояснений потерпевших о механизме причинения им этого вреда мы сопоставляем их с количеством возбужденных уголовных дел и устанавливаем, сколько таких фактов остались неучтенными и соответственно не попали в официальную статистику;

- анализ жалоб, заявлений и сообщений о преступлениях, поступающих II правоохранительные органы, редакции газет, иные государственные органы. 11рименение данного метода аналогично предыдущему.