Социологическое направление развития криминологии.


     К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Его наиболее известными теориями являются социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация.

     Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.

      Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.

    Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.

     Преступному поведению учатся.

     Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.

     Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.

      Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.

     Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.

     Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.

      Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.

      Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.

     Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный закон? Почему есть преступники, которые никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?