Воздействие на неосторожную преступность


     Меры воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы:

1. Меры воздействия на человека.

2.    Повышение   конструктивной   безопасности   технических средств.

3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности.

     Первая группа мер включает:

— улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, технических и общих прогностических умений и навыков);

—  постоянное поддержание технического мастерства специалистов на высоком уровне;

— усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственности нарушителей правил безопасности;

— проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения правил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушениях в будущем);

— профилактика пьянства и наркомании.

     Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изучение опыта эксплуатации технического средства и:

—  анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;

— выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях).

     На основании этого анализа разрабатываются новые технические решения, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев. Например, все автомобили, производимые в США, оснащаются подушками безопасности, которые при столкновении мгновенно надуваются и позволяют водителю и пассажирам избежать серьезных травм.

     К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности, может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам - это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствующих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских странах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксируют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).

     Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.).

     Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов, усиление контроля за ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализован в более сжатые сроки.

    В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной — большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие' сказывается на результатах: уровень травматизма в России в 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира.

    Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии — только 2, в Италии и Швейцарии — 3.