Классификация  факторов неосторожной преступности


     К общесоциальным факторам, детерминирующим неосторожную преступность, относятся:

— научно-технический прогресс, характеризующийся ростом числа транспортных средств, усложнением технологических процессов, неуклонным расширением использования техники на производстве и в быту;

— негативные социально-политические процессы в России, обусловливающие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпированность инспекционных органов;

— экономический кризис, обусловливающий недостатки материальных средств для разработки и серийного производства безопасных видов  техники,   ухудшение ремонтно-эксплуатационной  базы, уменьшение возможностей обеспечения исправного состояния технических средств, снижение уровня подготовки специалистов, затрудняющие поддержание профессионального мастерства на высоком уровне;

— негативные культурные тенденции, экспансия худших вариантов зарубежных культурных стандартов, проявляющиеся в чрезмерном раскрепощении человека, восприятии свободы и демократии как вседозволенности, обусловившие появление социальных групп, отрицающих необходимость соблюдения правил безопасности (рокеры, байкеры и т.п.).

     Б А Куриное выделяет следующие группы условий, способствующих неосторожным преступлениям:

— технические (неисправность и конструктивные недостатки технических средств и механизмов);

— организационно-управленческие (недостатки в отборе и подготовке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельностью, нарушение технологического режима);

— организационно-правовые (неполнота нормативной регламентации различных видов деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности)1.

     Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на следующие группы:

1) связанные с субъектом преступления;

2)  связанные с источником повышенной опасности (неисправность техники, недоброкачественность боеприпасов и т.п.);

3) связанные с деятельностью третьих лиц (пешеходов и т.п.);

4) связанные с состоянием окружающей среды (состояние дорог, дождь, туман и т.п.);

5) связанные с недостатками контроля со стороны должностных лиц (при допуске к технике и в процессе ее эксплуатации);

6) связанные с недостатками обеспечения сложной деятельности (недостаточная детализация правил безопасности в инструкциях, непринятие мер для обеспечения отдыха водителей, недостатки подготовки техники, отсутствие контроля качества боеприпасов и т.д.);

7) связанные с недостатками организации деятельности (дефекты регулировки дорожного движения, отсутствие или неисправность светофоров, отсутствие или неудачное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки и т.п.).

     Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроисшествий является: человек - машина — дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки - конструкторские недоработки — старение материалов.