Субъекты предупреждения преступности. Общая характеристика.


Субъектами предупреждения преступности следует считать государственные органы, негосударственные организации, коллективы, социальные группы и отдельных граждан, которые осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах деятельность по реализации мер предупреждения преступности и наделены в этой связи определенными правами и обязанностями.

Особенностью деятельности указанных субъектов являются их способность воздействовать на то, что составляет объект предупреждения преступности: детерминанты преступности, места концентрации лиц с социально-отклоняющимся правонарушающим и преступным поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.

В криминологической литературе приводятся различные классификации субъектов предупредительной деятельности.

1) По месту в государственной и общественной системе субъекты предупреждения могут быть классифицированы следующим образом:

- государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные;

- неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие, общественные объединения и специализированные формирования;

- граждане.

2) Исследователи выделяют специализированные субъекты, для которых предупреждение является основной задачей и неспециализированные, для которых задачи предупреждения преступности производны от основных.

Очевидно, что субъектами общесоциального предупреждения преступности являются все институты гражданского общества, государство в целом. Что же касается специально-криминологического предупреждения, то исследователи выделяют ряд конкретных субъектов как государственных, так и негосударственных, специализированных и неспециализированных, которые различаются и по другим признакам.

К специализированным субъектам предупреждения преступности, для которых функция предупреждения является основной либо профилирующей относятся как государственные, так и негосударственные субъекты. Среди государственных - ведущее место принадлежит органам уголовной юстиции.

К неспециализированным государственным субъектам относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы государственного контроля (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др.), органы местного самоуправления, особенно в масштабе района, города. Среди других неспециализированных субъектов можно выделить общественные объединения и формирования. Кроме того, субъектами индивидуального предупреждения могут выступать семья, трудовые и учебные коллективы.