Понятие и криминологическая характеристика налоговой преступности


Многообразие форм собственности, развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий в Республике Беларусь способствовали развитию налоговой системы.

Современная налоговая система Республики Беларусь - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и сборов», под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории республики, закрепленная в налоговом законодательстве.

Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения.

В понятии «налоговое законодательство в Республике Беларусь» объединяются только национальные (внутригосударственные) источники налогового права.

Кроме этой группы источников налогового права выделяют группу международно-правовых источников.

В ряду национальных источников налогового права основными являются соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь (ст. 56, 97, 100, 121), общие законы о налогах (Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь») и специальные, которые регулируют отдельные виды налоговых отношений (законы «Об акцизах», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.).

Налоговые отношения регулируются также декретами и указами Президента Республики Беларусь, актами Правительства Республики Беларусь, центральных органов государственного управления (Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь, Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора Республики Беларусь).

Источниками налогового права являются также акты других отраслей права, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям.

Большую группу источников налогового права составляют акты местных представительных и исполнительно-распорядительных органов.

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров Республики Беларусь.

Налогоплательщиками в Республике Беларусь являются юридические и физические лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.

В соответствии с законодательством к налогоплательщикам (как юридическим лицам) относятся представительства и филиалы, являющиеся обособленными подразделениями юридических лиц.

Физические лица как налогоплательщики это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, выступающие в различных качествах. Например, в качестве работников, получающих заработную плату, собственников движимого и недвижимого имущества, наследников авторов произведений науки, литературы, искусства, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и т.д.

Становление налоговой системы в Беларуси сопровождается ростом числа налоговых преступлений. Рост числа зарегистрированных налоговых преступлений связан в определенной мере и с активизацией деятельности контролирующих органов.

Налоговая преступность - совокупность преступлений, связанных с налогообложением. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения предусмотрена ст. 243 УК Республики Беларусь «Уклонение от уплаты налогов».

Данный вид преступлений относится к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Объектом уклонения от уплаты налогов являются финансовые интересы государства, нарушение которых выражается в непоступлении от субъектов налогообложения законных налоговых сумм.

Предмет преступного посягательства составляют денежные средства от прибыли и дивидендов, имущество предприятия, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, используемые ресурсы и другие объекты, скрываемые от налогообложения.

Способ совершения налоговых преступлений имеет обычно трехзвенную структуру, в которую входят подготовка, непосредственно совершение преступления и сокрытие его следов.

Подготовка чаще всего сводится к заранее ненадлежащему юридическому оформлению хозяйственной деятельности создаваемого предприятия  или к расстройству бухгалтерского учета на действующем предприятии. В результате трудно бывает разобраться в объеме налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Совершение налогового преступления может проявляться в отсутствии на предприятии необходимой бухгалтерской документации, в непредставлении требуемых финансовых данных в налоговую инспекцию, в неотражении в бухгалтерских документах денежных средств и различных имущественных объектов налогообложения (например, полное или частичное неоприходование выручки в кассу за фактически реализованную продукцию и др).

Очень часто преступления совершаются путем внесения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, уменьшающих размер дохода и соответственно сумму налога. В частности, отнесение на себестоимость продукции затрат или услуг, которых не было в действительности; завышение стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей; отнесение на себестоимость продукции затрат, не относящихся к производству продукции или к отчетному временному периоду, и многие другие способы.

В структуре налоговых преступлений велик удельный вес преступлений, связанных с сокрытием доходов или иных объектов налогообложения. Например, в игровом бизнесе объектами налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор.

Налоговые преступления характеризуются высокой латентностъю.

На предприятиях с частной формой собственности выявляется около 80% всех налоговых преступлений.

Подавляющее число налоговых преступлений совершается в торговле и общественном питании (35 %). Затем идут сфера услуг (12 %), предприятия, осуществляющие финансово-кредитные операции (9 %), торгующие недвижимостью (8 %), в промышленности (13 %), в строительстве (7 %).