Элементы системы воздействия на преступность. Субъекты и методы воздействия. Группы мер воздействия на преступность.


Совокупность субъектов, воздействующих на преступность различными способами, образует социальную систему антикриминального воздействия.

— мощнейшее идеологическое воздействие;

— относительное социальное равенство

— жесткая система наказаний, в том числе и уголовных;

— создание средствами массовой информации правоохранительным органам имиджа высокоэффективных;

— подавление межнациональных противоречий (как мягкими, идеологическими, мерами, так и жесткими, силовыми);

— значительная активность общественности в воспитании подрастающего поколения, профилактике преступлений, предупреждении рецидива;

— достаточно эффективная система воспитания (в школах, общественных организациях, центрах досуга), относительно развитая система педагогического просвещения родителей.

Сегодня идеологическая компонента в нашей социальной системе практически отсутствует, основной акцент все больше и больше делается на полицейские меры. Одной из актуальных задач совершенствования антикриминальной практики в России является гармонизация системы воздействия на преступность с использованием положительного отечественного и зарубежного опыта.

Гармоничная система должна решать ряд задач: устранять у людей желание совершить преступление; лишать возможности реализовать мотивы преступного поведения; пресекать преступления на ранних стадиях.

Субъекты и методы воздействия.

Субъектом является лицо, орган, сообщество, государственная структура, которые способны оказывать воздействие на преступность и заинтересованы в результатах воздействия. В качестве субъектов воздействия на преступность обычно выступают государственные органы, должностные лица, общественные организации и отдельные граждане.

В зависимости от того, участвует ли субъект в воздействии на преступность, могут выделяться активные (участвующие в воздействии на преступность) и потенциальные (способные воздействовать, но не участвующие в этом процессе по каким-либо причинам).

По характеру организации и обеспечения можно выделить следующие типы субъектов:

— государственные, управляемые государством и обеспечиваемые государством (например, МВД);

— негосударственные, обеспечиваемые государством (например, добровольная народная дружина);

— негосударственные, находящиеся на автономном обеспечении (например, общественный фонд борьбы с преступностью).

По уровню специализации выделяют:

- специальные субъекты, которые созданы исключительно для оказания воздействия на преступность (например, милиция);

- универсальные субъекты, которые созданы для выполнения нескольких функций, одна из которых - воздействие на преступность(например, школа);

- неспециальные (непроизвольные) субъекты, которые созданы для других целей, но функционирование которых оказывает существенное воздействие на это явление (например, средства массовой информации, кинематограф).

Группы мер воздействия на преступность.

Меры воздействия на преступность

— воспитание;

— обеспечение удовлетворенности людей;

— социальный контроль;

— изоляция лиц, представляющих общественную опасность;

— защита и самозащита объекта (предмета) преступного посягательства (воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности).

Меры воздействия можно разделить на несколько групп:

— меры, принятие которых могло бы избавить общество от преступности;

— меры, которые позволяют значительно ограничить криминальный феномен на основе оптимального использования доступных социуму возможностей;

— нерациональные меры.