Криминологическая характеристика преступлений против порядка управления.


Порядок управления - это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами. Все, что посягает на эти отношения, является объектом уголовно-правовой охраны. Начиная с 1926 г. глава 32 УК РФ включала разное количество составов, однако со временем количество их постоянно уменьшалось. Так, сейчас декриминализированы проживание без прописки, организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. В УК РСФСР было немало норм с административной основой. Новый УК РФ отказался от административных норм, все они перешли КоАП. Теперь уже и в этом Кодексе есть глава о правонарушениях против порядка управления. За время действия УК РФ в гл. 32 добавлены ст. 327.1 (подделка акцизных марок), а также ст. 322.1 (организация незаконной миграции). За годы действия нового уголовного закона содержание трех статей подверглось изменению.

Преступления против порядка управления очень похожи на должностные, так как родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу органов государственной власти. Однако одно из основных их отличий состоит в том, что преступления против порядка управления совершаются только гражданами, а не должностными лицами. Если же должностное лицо совершает преступление против порядка управления, то применяются статьи о должностных преступлениях. Субъективная сторона - всегда умысел. В ряде случаев имеет значение мотив. Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет. В ряде случаев бывает специальный субъект, например лицо, подлежащее призыву на военную службу.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только' подрывает авторитет государственной власти, но и нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, в результате чего возникают опасения представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье их близких. Поэтому деятельность правоохранительных и контролирующих органов, учитывая ее социальную ценность, а также безопасность лиц, осуществляющих ее, должны быть надежно защищены от преступных посягательств.

Таким образом, виновный, совершая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, посягает на два объекта, основным из которых является нормальная деятельность государственного аппарата в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Вторым объектом является право человека на жизнь. Но в отличие от ст. 105 УК, в ст. 317 УК названы конкретные лица, право на жизнь которых защищено уголовным законом.