Проблема личности в социальных науках.


Понятие «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как равнозначные. Между тем содержание этих понятий различное. Понятием «человек» обозначается особый вид живого существа в единстве его биологической природы и социальной сущности. Под «индивидом» понимают отдельного представителя рода «человек». Понятие «личность» фиксирует социальное качество индивида.

Социальное качество индивида выражается в совокупности его социальных свойств. Одни из этих свойств имеют биологическое, другие - психологическое, третьи - социальное происхождение.

Личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает те стороны личности, которые составляют содержание ее предмета. Поэтому в каждой науке дается свое определение понятия «личность», включая в него лишь те элементы социального качества личности, которые составляют предмет конкретной науки.

Целостный подход к изучению личности реализуется в рамках философской науки, одной из задач которой является выработка методологических подходов к изучению личности и определению ее понятия.

Философский подход, вытекающий из положений о принадлежности человека к социальной форме движения, является методологическим для других наук, изучающих личность, в частности, для социологии, общей и социальной психологии и т.п.

Социологию - науку о наиболее общих законах развития общества - личность интересует с точки зрения ее принадлежности к определенной макроструктуре. Поэтому в социологических исследованиях в структуру личности включаются такие социально-типичные свойства, которые характеризуют личность как гражданина государства, представителя конкретной нации или другой макрообщности людей, а именно: социальные позиции и роли индивида, его психологические свойства.

Общая психология при изучении личности человека упор делает на его внутренние психические процессы и состояния (мотивы, установки, мотивацию и т.д.).

Своеобразным является подход к изучению личности со стороны социальной психологии как науки, стоящей на грани психологии и социологии. Во-первых, она изучает социально-типичные черты личности человека как представителя определенной малой социальной группы, во-вторых, психологические свойства личности человека социальная психология рассматривает как результат общения с другими людьми в малых социальных группах, микросреде.

Указанные подходы использует и криминология применительно к особенностям своего предмета исследования - личности лица, совершившего преступление.

Философский подход позволяет подчеркнуть социальное качество такой личности, методологически правильно решить вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника.

Социологический подход позволяет установить социально-демографический портрет преступника и выявить факторы, влияющие на формирование личности преступника на макроуровне.

Психология позволяет установить особенности психики такой личности, а использование достижений социальной психологии помогает установить факторы, влияющие на формирование личности преступника на микроуровне, установить такие социальные роли и социальные позиции, которые объективно являются наиболее криминогенными.

В конечном счете, использование достижений этих наук позволяет определить основные направления профилактического воздействия на лиц, совершивших преступления.