Приемы статистического изучения преступности.


Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями.

Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям).

Об индивидуально-психологических и  иных особенностях личности. При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и направленность взглядов); черты характера (замкнутый или общительный, эгоцентричный, легкомысленный, безответственный, деятельный или пассивный, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, завистливый и т.д.); волевые качества (настойчивость, решительность, неорганизованность, способность подчинять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.).

Об условиях жизни, работы и ближайшем окружения (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, материальная обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо позитивное влияние и т.п.).

Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, используются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об административных и иных правонарушениях.

При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами.

Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер.

Наряду с простейшими — интуитивными прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы.

Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности