Социологические теории преступности.


Теория множественности факторов была предложена и разработана бельгийским статистиком А. Кетле во второй половине XIX в. («Человек и развитие его способностей, или Опыт общественной физики», 1835 г.). Последователями этой теории были Э. Ферри, У. Хили и др.
Обновленными вариантами данной теории пользуются криминологи до настоящего времени. В советский период эта теория отрицалась как немарксистская, но во многих исследованиях использовались ее методы.

Представители теории множественности факторов исходят из того, что преступность обусловлена совокупностью физических, климатических, антропологических, психических, экономических и социальных факторов. Ее основная идея состоит в том, что каждый фактор находится в тесном взаимодействии с другими и что из всех изученных факторов можно составить целостные обобщенные доктрины. Механистический подход не позволяет данной теории отметить определяющие преступность социально-экономические явления.

Теория дифференциальной ассоциации разработана американским криминологом Э. Сатерлендом, его учеником Д. Кресси и их сторонниками. Теория впервые была изложена в 1924 г. в книге «Принципы криминологии». Согласно этой теории человек не рождается преступником. Преступному поведению он «обучается» в процессе многообразных контактов, общения и связей (дифференциальной ассоциации) с ближайшим окружением, в котором преобладают преступные элементы.

Данная теория сформировалась под влиянием «теории подражания» французского социолога Г. Тарда, согласно которой ведущая роль в поведении людей отводилась подражанию друг другу.

Интеракционистский подход к объяснению причин преступности был предложен Э. Сатерлендом и Ф. Таннебаумом в 30-х годах, впоследствии он разрабатывался Г. Беккером, Д. Китсусем, К. Эриксоном и др. Наибольшее распространение данное течение получило в 70-х годах.
Его представители считают, что причины преступности являются следствием самой реакции общества на преступное поведение. Это означает, что если человек совершил запрещенное законом деяние и социально признан преступником, то общество как бы наклеивает на него ярлык, клеймо чужого. Эта «запятнанность» довлеет над ним и он не может вернуться в стан «правоверных».