Причины и условия насильственной преступности.


Главная субъективная причина тяжких насильственных преступлений – агрессивность. К пониманию сущности и происхождения (генезиса) агрессии в научной литературе существует 2 полярных подхода:

1 т.з. (Антонян, Побегайло – в пример приводят поведение маленьких детей, которые царапаются, кусаются, бьют)

Считают агрессивность врожденным, биологически целесообразным и генетически присущим человеку качеством. Определяют агрессивность как одну из базисных функций, неотъемлемое свойство глубинных слоев нашей психики, определяющих способность человека к целеустремленным действиям. В этой связи выделяют конструктивную и деструктивную агрессию. Конструктивная агрессия позитивна, помогает противостоять вредным для него воздействиям, преодолевать жизненные трудности, обуславливает творческую активность личности, помогает добиваться успеха, поэтому она является полезной и социально-адаптивной. Любая личность д. иметь это качество (развитая агрессия д.б. у военнослужащих, спортсменов). Деструктивная агрессия негативна, носит разрушительный характер, приводит к асоциальным поступкам, в том числе преступному, поведению. У некоторых агрессия явно выражена, у других – скрыта и требует для своего проявления опр.ситуации.

2 т.з.

Рассматривают агрессивность как результат социализации, а не врожденное качество, агрессивность противоречит сущности людей. Агрессивность – это личностная позиция, которая заключается в предпочтении использования насильственных средств для решения своих проблем. Формированию агрессивных качеств у субъекта способствуют факторы микро (внутрисемейный конфликт, обучение насилию, жестокое обращение с детьми) и макро (изменение системы ценностей в обществе, углубление социальной дифференциации населения) среды.

Однако обе т.з. исходят из того, что причины убийств носят социальный характер. 1 т.з. – причины насильственной преступности закл. в том, что обществу не удалось сформировать правовой тонус агрессии, привить опр.рамки, духовные качества личности, т.е. причина – недостаток социализации. 2 т.з. – сама агрессивность – рез-т социализации → недостатки социализации

Это общая причина преступности, у конкр.преступления причина лежит в мотиве

1) Усиление масштабов и степени социальной конфликтности в обществе в связи с резкой дифференциации населения, утрата личной перспективы, мат. и жилищные проблемы провоцируют на агрессивную разгрузку

2) Коренная переоценка прежних ценностей и моральных норм, обесценивание в массовом сознании человеческой личности и все большее признание культа денег

3) Криминогенные факторы семьи (внутрисемейная конфликтность, жестокое обращение с детьми, «обучение» насилию)

4) Алкоголизация и наркотизация населения, увеличивается в структуре населения кол-во лиц с аномалиями в психике (1/3 убийц имеют патологии в психике, особенно несовершеннолетние, насильники и рецидивисты)

5) Недостаточные меры по борьбе с незаконным оборотом оружия (в 1992-96 гг. в 6 раз выросло число преступлений с применением огнестрельного оружия: 1991 – 2 500 прест., 2001 – 25 000).

6) Недостатки в охране общественного порядка – уличная насильственная преступность.

7) Недостатки ранней профилактики насильственных преступлений (в первую очередь семейно-бытовые конфликты)

8) Роль жертвы, недостатки виктимологической профилактики преступлений.

9) Непродуманная информационная политика

Концепции объяснения появления агрессии:

Альфред Абель. Он считает причиной агрессивности комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – это особая форма мироощущения и поведения отдельных людей. Это стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности. Формируется это качество еще в раннем детстве. В детстве любой ребенок ощущает свою недостаточность. У некоторых это ощущение проходит с возвратом, а у других из-за неблагоприятных внешних условий это чувство остается достаточно долго. Постепенно оно вытесняется в бессознательное. Такой человек не уверен в себе, социально неприспособлен, всегда винит в своих неудачах других. Комплекс неполноценности всегда переход в комплекс превосходства, комплекс власти. Чувство ущербности всегда ведет к поиску путей решения. Такой человек стремиться самоутвердиться любой ценой, стремится возвыситься над окружающими, подчинить их себе это становится главным мотивом поведения человека. Возникает жажда власти.

Фрустрационная теория. Джон Доллард. Агрессивное поведение обусловлено особым состоянием психики человека, возникающим вследствие непреодолимых препятствий на пути к осуществлению его целей и планов. Фрустарция – конфликтное, эмоциональное состояние, которое возникает вследствие крушения планов, переживания крупной неудачи. Фрустарция является причиной агрессивных посягательств человека, как на источник фрустрации, так и на другие объекты, непричастные к возникновению фрустарции. В последнем случае происходит смещение агрессии на людей, которые не причастны к проблемам этого человека. Виновный посредством насилия над ними снимает психологическое напряжения.

Теория социального научения. Альберт Бандура. Агрессия является результатом научения посредством наблюдения. Агрессивную манеру поведения мы усваиваем посредством наблюдения за окружающими и отмечая последствия этих действий. Наблюдение за людьми и собственный опыт говорит нам, что агрессия иногда приносит нам определенную выгоду, поэтому человек принимает такую модель поведения.