Социально-психологические причины преступности. Общая характеристика.


Социальная среда входит в содержание социально-психологических причин преступности и предполагает криминогенное воздействие на личность со стороны малых социальных групп. Среди наиболее распространенных малых групп, в которых происходит неблагоприятное нравственное формирование личности, является семья.

Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативное влияние семьи на личность обусловлено, во-первых, тем, что семья является сферой негативной социализации личности. Этот процесс исследователи называют семейной десоциализацией. Во-вторых, семья является источником конфликтов, лежащих в основе многих преступлений в семейно-бытовой сфере.

Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на личность в форме целенаправленного формирования у нее антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи.

Происходящая ломка традиционной системы семейного воспитания не сама по себе отчуждает подростков от семьи, а лишь в совокупности с неправильной педагогической позицией родителей, которая чаще всего проявляется в неумении воспитывать детей. Исходя из этого, снижение воспитательного потенциала семьи необходимо компенсировать системой общественного воспитания.

Анализ различных институтов системы общественного воспитания детей, прежде всего, учебно-воспитательных и досуговых внешкольных учреждений показывает, что на сегодняшний день они не являются субъектами, способными эффективно выполнить возложенные на них обществом задачи.

Прежде всего с воспитательными задачами сегодня не справляется школа, хотя она занимает важное место в социализации личности, т.к. дети проводят в ней значительную часть своей жизни и она продолжает процесс социализации ребенка, начатый в семье. В общеобразовательной школе все имеющиеся недостатки можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся недостатки организационного характера, ко второй - недостатки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся, к третьей - недостатки, которые обусловлены невысоким профессиональным уровнем некоторых, педагогов, их психологический неподготовленностью к работе с детьми.

Во многом сходные процессы в сфере организации воспитательной работы с учащимися можно наблюдать сегодня и в системе профессионально-технического образования молодежи (ПТУ, колледжах и т.д.).

Не способствует преодолению отчуждения подростков от общества в значительном числе случаев их участие в производственной деятельности. Большие сложности у подростков, оставивших учебу в школе, возникают, прежде всего, при устройстве на работу.

Фактически последним барьером на пути полного отчуждения несовершеннолетних от общества и вступления их в группы сверстников с антиобщественной направленностью является такой институт системы общественного воспитания как досуговые учреждения. Эти учреждения имеют большую привлекательность для подростков, чем другие институты системы общественного воспитания, т.к. членство в досуговых учреждениях является добровольным и основывается на учете интересов и склонностей личности.

Помимо указанных и наиболее значимых малых групп на негативное формирование личности влияние оказывают и другие социальные группы (например, микросреда осужденных).