Прокуратура


Правовая база – ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 года

Место и рольпрокуратуры в ряду субъектов специально-криминологического предупреждения определяются прежде всего ее статусом как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (ст.1 ФЗ)

Прокурорский надзор подразделяется на:

1) общий (надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина)

2) специальный (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и следствие; надзор за исполнением законов администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу). В этом случае выявляются нарушения закона, которые могут выражаться в виде активных действий поднадзорных указанных органов противоправного характера (например, нарушения прав граждан при проведении профилактических мероприятий) либо в форме бездействия (непринятия мер профилактики, предотвращения и пресечения преступлений).

Акты прокурорского реагирования на нарушение законодательства:

1) протест прокурора (приносится на противоречащий закону правовой акт органу или должностному лицу, вынесшему акт, либо вышестоящему органу или д.лицу либо в суд)

2) представление прокурора (вносится для устранения нарушений законодательства)

3) постановление прокурора (выносится при возбуждении производства об административном правонарушении)

4) предостережение о недопустимости нарушения закона (направляется в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях)

Выявляя и пресекая нарушения законодательства прокуратура способствует

  • ограничению сферы действия причин и условий, способствующих преступлениям
  • ослаблению действия условий неблагоприятного формирования личности
  • устранению конкретных жизненных ситуаций, которые могут привести к совершению преступления
  • при специальном надзоре – специальная задача предупреждения рецидива преступлений

При участии прокурора в рассмотрении дел судами прокурор

  • выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, в т.ч. преступлений (в уголовном процессе)
  • оценивает обоснованность, полноту, законность предупредительных мер, принятых на стадии предварительного расследования в уголовном процессе

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет: координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.1 ФЗ). Так, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью

  • органов внутренних дел,
  • органов федеральной службы безопасности,
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
  • органов таможенной службы
  • и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности данных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия (ст.8 ФЗ)

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Статья 51. Статистическая отчетность

Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генерального прокурора РФ по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.