Зарубежные концепции.


Биологическое направление в криминологии.

Чезаро Ламброзо – родоначальник, но это не совсем не корректно. Еще в 20-х годах 19 века существовала школа френологов – Фран Галль. Эта школа устанавливала связь между отделами головного мозга и преступным поведением. В мозге человека каждый отдел управляет толь или иной способностью души и все способности и склонности являются прирожденными, в т.ч. склонность к преступному поведению, и зависят от особенностей строения головного мозга. Т.к. череп это точный отпечаток головного мозга, то по рельефу черепа можно определить способности и качества человека. Они проводили краниометрические измерения черепа (изобрели краниоскоп – прибор для измерения черепа).

Далее развивается антропологическая школа (основатель Ч.Ламброзо – итал.ученый, проф.психиатрии, суд.медицины, работал тюремным врачом). Ламброзо жил во время появления теории Дарвина, наряду с эволюционной теорией Бенедикт Моррель («О вырождении») считал, в живом мире есть и другой противоположное движение, движение к регрессу. Ламброзо утверждал, что преступник это атавистическое существо, дикий человек, которое воспроизводит в своей личности инстинкты первобытного ч-ка и животных (агрессив.поведение) – это и есть причина преступлений. В древние времена, когда человек еще не выделился из природы преступление было нормальным его состоянием, способом его выживания и в преступнике постоянно возрождается к жизни отдаленный предок - дикий человек. Т.к. преступник это существо, подверженное регрессу, то и по внешнему виду он отличается от законопослушного гражданина.

Ламброзо выделял 3 вида преступников:

1) Убийцы

2) Воры

3) Изнасилователи

и описывал их типические черты внешности. Преступниками не становятся, а рождаются

Позже он перестал рассматривать всех преступников как прирожденных, прирожденный тип – это один из 5 типов преступников (45 %). Существенную роль стал отводить социальным факторам.  Он признал, что прирожденный преступник не обязательно должен совершить преступление, он склонен к нему, но при благоприятных социальных условиях эта способность может не реализоваться.

Значение исследований Ламброзо:

1. Первым поставил в центр научных исследований человека как субъекта преступления. Положил начало исследованиям личности преступника

2. На его трудах фр.криминалист Бертильон изобрел и разработал антропометрический метод идентификации преступников (фоторобот)

3. Исследования Ламброзо легли в основу созданного им прибора, кот. стал праобразом детектора лжи (сминограф – изменение циркуляции крови, когда ч-к волнуется)

4. Практические исследования в области графологии

5. Описание татуировок с раскрытием их тайного смысла, исследование преступного жаргона

Очень масштабные эмпирич.исследования (был трудолюбив)

Следующая теория биологического направления: Теория эндокринного предрасположения к преступлению (Макс Шлапп).

Ученые выяснили, что от работы желез внутренней секреции в значительной мере зависит и внешность человека и его самоощущение и, следовательно, поведенческие реакции. Они связаны с химическими процессами, которые происходят внутри организма. Американский ученый М. Шлапп, изучив эндокринную систему преступников с помощью биохим. анализов крови, установил, что 1\3 заключенных страдает эмоциональной неустойчивостью связанной с заболеваниями эндокринной системы. Именно отклонения в деятельности желез внутренней секреции влияет на совершение преступлений.

Теория конституциональной предрасположенности к преступлению (ам.ученый Хуттон, Крегмер, Шелдон, супруги Глюк).

Теория видит связь между типом строения тела, телесной конституцией и предрасположенностью к преступному поведению. И соц., и асоц. поведение врожденно опр-ся физ.конституцией ч-ка. Эта связь проявляется в совершении преступлений опр.вида - лица пикнического типа склонны к совершению корыстных преступлений. Лица атлетического телосложения, как правило, совершают насильственные посягательства.

Супруги Глюк (Шелдон и Элеонора) изучали подростковую преступность и установили, что конституция большинства (60% среди преступников и лишь 30% среди законопослушных граждан) правонарушителей-подростков относится к мезоморфному типу (мускулистые, энергичные). Они разработали понятие преступного потенциала, величина которого зависит от особенностей строения тела. Реализация этого преступного потенциала определяется параметрами социо-кул. среды, разработали таблицу для прогнозирования преступного поведения.

Генные теории.

1900 – год рождения генетики, исследования наследственности. Это раскрывает широкие перспективы для выдвижения смелых гипотез о передачи склонности к преступлению генетическим путем. Заманчивой стала идея найти ген преступности, который передается от родителей к детям и обуславливает совершение преступления.

Первые попытки предприняли ученые, кот. создали близнецовую теорию (нем.психиатр Ланге, Легра)

Суть близнецового метода – сравнивалось поведение близнецов, развившихся из одной яйцеклетки, т.е. имевших одинаковый набор генов, с поведением близнецов, кот. развивались из разных яйцеклкток и имели различные наследственные задатки.

Гипотеза закл. в том, что если зависимость от генетич.факторов реальна, то в поведении у однояйцевых близнецов д.б. больше общего, чем у разнояйцовых.

По данным Ланге, в 77 % случаях у однояйцовых близнецов, если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником. У разнояйцовых близнецов такое совпадение встречалось лишь в 11 % случаях. Из этого сделал вывод, что гены оказывают решающее влияние на преступное поведение

Легра провел аналогичные исследования и подтвердил это. Процент совпадения был больше – 100% однояйцовых близнецов.

В Германии развивалась уг.евгеника, кастрация и стерилизация преступников (практиковалось также в США, Дании)

Критика: контраргумент оппонентов заключался в следующем. В строгом экспериментальном исследовании переменная должна быть одна. В нашем случае это генотип. Однако во всех проведенных исследованиях было влияние окружающей среды (оно не было исключено и не изучалось). Для чистоты эксперимента было предложение проанализировать поведение однояйцовых близнецов, разлученных в раннем возрасте и живших в разных социальных условиях.

Штумпфель исследовал генетическую склонность к преступлению, анализируя родословную преступников. Изучал связь преступников и законопослушных граждан. Среди родственников рецидивистов он обнаружил большее число лиц, совершавших преступлений, чем среди родственников лиц, совершавших мелкие правонарушения. Критиковали с позиций методологии, т.к. малая эмпирическая база.

Хромосомные теории

Патриция Джекобс (Шотландия, 60е гг. 20 века). Она изучила хромосом.набор преступников, хромосомную предрасположенность у преступников к преступлению. И установила, что среди них значительно больше (многократно больше, чем у законопослуш.граждан) доля лиц, имеющих хромосомную аномалию XYY. Т.к. хромосомы Y отвечают за мужской пол человека, то когда у лица появляется дополнительная хромосома Y, то у него появляется черта «сверх мужчины» (повышенная сексуальность, агрессивность), что и обусл. их предрасположенность к преступлению. Y-дисомия так называю эту аномалию – прирожденные преступники.

Американский профессор Поуледж опроверг данную теорию. Никаких физических отклонений, кроме высокого роста, у лиц, обладающих такой хромосомной аномалией, нет.

Хромосомная аномалия ХХY (синдром Клайнфельтера) тоже встречается у мужчин. Генезис преступного поведения здесь выглядит след.образом: лица с такой хромосомной аномалией отличаются умственной вялостью, отсталостью, безинициативностью, что приводит к низкому образовательному и проф.уровню, пассивности, зависимости, внушаемости. В результате этот тип превращается в легкий материал для вербовки в преступники.

Психологическое направление.

Теория психопатологической расположенности к преступлению (Г.Годдард)

В к.19 века активно стало применяться психологическое тестирование, а в 1905 г. создан тест Бинэ-Симона, позволяющий определить возраст умственного развития человека

Этот тест использовал Г.Годдард, исследуя умств.развитие преступников. Интеллектуальный возраст большинства преступников (70 %) – 8-12 лет. Большинство из них страдают слабоумием в форме дебильности. Отклонения в умственном развитии – причины преступности. А т.к. отклонения в большинстве врожденные, то и преступность носит врожденный характер.

Критика: иногда низкий интеллектуал.уровень развития явл. не показателем слабоумия, а результатом неблагоприятной соц.ситуации, в кот. рос и воспитывался человек. Это направление было признано бесперспективным (в РФ рассм. как условие, а не причина – Антонян, Бородин)

Психоаналитическая теория причин преступности (Уайт, Абрахамсен).

В основе лежит концепция З. Фрейда сущность, которой раскрывают 3 категории: ОНО, Я, СВЕРХ-Я.

ОНО – совокупность природных побуждений, инстинктов, страстей, которые передаются генетически. ОНО состоит из 2 инстинктов – самосохранения и разрушение. Инстинкт разрушения может быть направлен внутрь и тогда возникают укоры совести, самоубийства, а может быть направлен вовне, тогда он является причиной агрессии. ОНО всегда аморально и рационально, бессознательно и в основе его функционирования лежит принцип удовольствия.

Я – олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудком. Я старается заменить принцип удовольствия принципом реальности, в нормальных условиях Я господствует над ОНО (подобно лошади и всаднику).

В Я Фрейд выделят категорию СВЕРХ-Я. Оно аккумулирует традиции и идеалы прошлого (заповеди и советы родителей, учителей), контролирующие воздействие общества (контролирующие способности).

На основе теории Фрейда Уайт считал, что человек рождается преступником. Вся его последующая жизнь – это процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в ОНО. Преступления совершается, когда ОНО выходит из-под контроля Я и СВЕРХ-Я. Особенности личности преступника заключается в неспособности его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию СВЕРХ-Я.

Абрахамсен разработал формулу преступления:

Преступления = (Преступное устремление, заложенное в ОНО + криминогенная ситуация)\ контролирующая способность СВЕРХ-Я

Чем  сильнее числитель и слабее знаменатель, тем более вероятно совершение преступления.

Определенные «нотки» этой теории прослеживаются в работах Антоняна: в качестве причины уб-ва он рассматривает агрессивность – врожденное свойство, кот. сущ-т в опр.рамках в процессе воспитания, однако отличие: в случае отсутствии нравственного тонуса агрессии, не обузданной обществом, - вина общества (сходство с социолог.теориями)

Клиническая криминология (Граматика, Ж. Пинатель, Тулио и др. 60-70е гг. 20 в.). Причины преступного их поведения – опасное состояние личности – это такое состояние, которое предрасполагает к конфликту с социальными нормами. Обычно оно временно, соответствует внутреннему кризису личности. Представители данного направления отрицали кару, уг.наказание как средство, способное сдерживать преступность, устранить это опасное состояние с помощью уголовного наказания невозможно, на преступников д. оказываться клиническое воздествие. Специалисты д. осущ. диагностику такого состояния, предпринимать мероприятия по его устранению. Наиболее эффективными и гуманными методами коррекции криминальных склонностей являются психоанализ, электрошок, лоботомия (поражение тех участков головного мозга, которые отвечают за преступность; португальский ученый Эгас Мониш получил нобел.премию), таламатомия и другие хирургические методы и медикаментозные воздействия.

Направление активно разв-ся во Франции. Наработки теории внедрялись в практике

Социологические теории криминологии.

Это направление возникло в конце 90х гг 19 века (моложе биологического)

Основатель соц.школы – Франц фон Лист, создавший теорию факторов. Считал, что на совершение преступлений влияют 4 группы факторов:

1) космические явления (время года, дня и ночи)

2) этнические и демографические влияния (раса, национальность, др.антропологич. признаки)

3) соц.влияния (вероисповедание, образование, плотность населения, уровень развития промышленности и торговли)

4) индивидуальные психо-биологич. влияния (пол, возраст, темперамент, профессия человека)

Критика: все эти факторы не сопоставимы по важности, по степени влияния, при таком подходе теряется то, на что необх. обратить внимание в 1ю очередт

Теория аномии («а» - отсутствие, «ном» - норма) (Эмиль Дюркгейм).

Всякое живое существо м. жить и чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят достаточ.удовлетворение. У человека существуют биологические и социальные потребности. Он в процессе жизни их удовлетворяет, и любой поступок обусловлен стремлением удовлетворения потребностей. Биологические потребности имеют ограничения в физических свойствах организма. Социальные потребности, особенно стремления к роскоши, благополучию, комфорту, естественных ограничений не имеют. Границы этих потребностей должны устанавливаться обществом, а именно общественной моралью. Именно мораль об-ва диктует людям правила поведения. Вводит 2 научные категории: соц.сплаченность и аномия. В успешно функционирующем обществе велика сплоченность людей, большинство людей солидарно в представлении о должном и порицаемом в своих идеалах. Однако иногда либо вследствие экономического кризиса, бедствия, либо на оборот при резком росте благосостоянии страны сплоченность людей ослабевает, общество дезорганизуется, расслаивается на разные социальные группы, классы. Расслаивается и мораль, имущественная и соц. дифференциация. Соц.дезорганизауия приводит к состоянию аномии – отсутствие единой системы моральных норм, безнравственности; это такое состояние, при кот. мораль перестает оказывать сдерживающие действие на поведение людей. В течение какого-то времени мораль не м. оказывать воздействие на человнка, пока соц.силы не придут в равновесие, никто не знает в точности, что можно, а что нельзя. В этот период времени начинается резкий рост преступности.

Мертон (последователь Дюркгейма) создает теорию социальной дезорганизации. Основная причина преступности – противоречия между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать эти правила и стремиться получить их любой ценой. Общество, прививая подросткам систему ценностей, мало заботится о том является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности этими ценностями могут овладеть не многие. Когда молодые люди из идеального мира, созданными нравоучениями воспитателями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Выход из этого состояния м.б. следующий: 1) типичной реакцией на это является создание групп корыстной направленности, воровских шаек, где посредством совершения корыстных преступлений люди получают возможность жить в соответствии с высокими стандартами потребления, кот. считаются престижными в обществе; 2) объединение в агрессивные банды, в них путем совершения актов насилия и вандализма молодые люди снимают психическое напряжение, вызванное общественной несправедливостью; 3) вступление в антисоциальные группы, где молодые люди, употребляя наркотики и алкоголь уходят в себя, замыкаются и, таким образом, заслоняются от окружающего лицемерия.

Теория дифференцированной связи (теория дифференцированной ассоциации). Сат(з)ерленд (1939). Свою теорию он развивает на основе теории подражания Тарда, которая была популярна еще в 19 веке, суть которой заключалась в том, что привыкание к преступному поведению объяснялось действием психологического механизма подражания и обучения.

Преступное поведение ни чем не отличается от иных форм человеческой деятельности и подобно тому, как он учится этим видам деятельности и преступником он становится в силу своей способности к обучению. Преступное обучение включает в себя восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений. Человек обучается преступному поведению, не потому что имеет к этому природные задатки, а потому что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза, у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминальные взгляды. Если бы тот же самый подросток с детства был включен в другой круг общения, он вырос бы другим человеком. Преступные взгляды, ориентации усваиваются в неформальных группах (в рос.криминологии – решающая роль принадлежит семье). Формальный подход родителей, учителей чаще бьет мимо цели, т.к. они чаще всего не имеют психологического контакта с детьми. Подлинными воспитателями подростка становятся участники неформальной группы. Лицо становится преступником, потому что у него преобладают взгляды благоприятствующие нарушению закона, над взглядами не благоприятствующими этому.

В России данную теорию критикуют:

1) эта теория отрицает свободу воли человека, отрицает присущую индивиду избирательность поведения

2) основываясь на положениях теории невозможно объяснить, почему некоторые люди, выросшие среди преступников, никогда не совершают преступлений и, наоборот, почему преступник выходит из законопослушного благонравного окружения

3) тезис об обучении преступному поведению не подходит для ситуативных преступлений (все преступления в криминологии делятся на предумышленные (заранее обдуманные, спланированные) и ситуативные)

Теория стигмы («клеймо»). 1838 Фрэнк Танненбаум – один из родоначальников.

В основе концепции ист.факт. В средние века преступников клеймили, это приводило к тому, что они становились изгоями в обществе, им ничего не оставалось, кроме преступной деятельности, совершали новые преступления, более тяжкие.

Способствует росту преступности неправильное реагирование общества на отклоняющееся поведение, преступления. Неправильная реакция общества и есть наиболее значимый криминогенный фактор, происходит криминализация человека самим обществом, клеймение его в связи с неблаговидным поведением.

Если подростка начинают оценивать негативно, он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому ч-ку, отрицат.оценки имеют 2 стороны: с одной стороны, они удерживают от отрицат.поступков, но при неумелом их применении, «при чрезмерной драматизации зла» они м. инициировать криминализацию личности (подросток – шалость и баловство, а приписывают злую волю). Наклеивание негатив.ярлыков приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни ч-ка, гос-во навязывает лицу, совершившему общественно опасное деяние, статус преступника. Тому, кто однажды был заклеймен как преступник трудно в дальнейшем избавиться от клейма и восстановить свое положение в обществе.

Представители данной концепции критикуют совр.систему уг.наказаний:

1. Избирательность наказания. Преступления, совершаемые «сливками общества», многократно превосходят по степени общественной опасности, размеру ущерба традиционную преступность. Однако вся мощь карательной машины обрушивается на низшие слои общества, на наименее ловких и наиболее обездоленных, а представители респектабельного общества остаются, как правило, безнаказанными.

2. Большинство современных наказаний и особенно наказания в виде лишения свободы обладают эффектом стигматизации, т.е. они ставят на человеке клеймо и таким образом инициируют его отторжение от общества, обрекают человека на преступную карьеру.

Необходимо корректировать практику воздействия на преступность в следующих направлениях:

a. Нужно расширять не карательных меры (общесоциальную профилактику)

b. Нужно расширять практику применения карательных мер, которые не обладают стигмой

c. Надо искать пути снижения эффекта стигматизации тех карательных мер, отказаться от которых невозможно, необходима гуманизация условий лишения свободы

Валерстайм, Вайл, Портфельд работали в рамках этой теории, провели социологич.опрос американского населения и установили почти тотальную криминализацию населения (90% совершали прест. без отв.). Многие из них не понесли никакого наказания. Не нужно драматизировать зло, жесткие наказания носят, скорее всего, негативный, нежели позитивный характер, важна не кара, а меры, с помощью которых можно было бы удержать человека от преступления.

СПб. школа поддерживает эту теорию, считает, что жеткая карательная политика им. больше негатив.воздействие, популярна теория и в ЗС – отказ от л/с, отказ от л/с на длительный срок

Эта теория лежит в основе либерализации уг.политики

Концепция конфликта культур (Тостер Селлин)

Общество складывается из множества соц.групп, образующихся на различной основе (владение средствами производства, профессии, возраст, пол, особенности культуры, идеологии и т.д.). Между этими группами сущ-т противоречия, возникают конфликты, кот. и становятся источником недовольства, а в ряде случаев – толчком к нарушению закона. Частный случай – конфликт культур представителей различных наций, мигрантов и коренного населения. Различные воззрения на жизнь, стереотипы мышления и поведения, различные ценности затрудняют взаимопонимание людей и м. вызвать озлобление в отношении представителей иных культур

Теория близка к классовой теории К.Маркса, рос.теории проф.Гилинского (соц.неравенство)

Экономические подходы в криминологии.

Существуют 3 основные эк. теории, которые пытаются обосновать влияние экономики на преступность.

Теория эк.депрессий. Флетчер. Эта теория предполагает, что преступность в период высокой конъектуры снижается, а периоды экономической депрессии возрастает. Не объясняет, почему в странах с высоким развитием растет преступность.

Вторая разновидность этой теории. Теория экспансии. Клей. Она исходит из того, что преступность с ростом и развитием экономики растет, а при ослаблении экономики снижается. Во время экономического процветания материальные блага становятся более доступными и заметными, ожидание подъема уровня жизни усиливается. Если реально человек его не добивается легальным путем, то он пытается получить его противоправными методами. Кроме того с улучшением жизненных условий расширяется потребление алкоголя, наркотиков, усиливается небрежность в работе и необдуманность поступков, высокомерие людей в отношении друг к другу, что тоже способствует совершению преступлений.

Комбинированная теория экспрессии-экспансии. Эта теория утверждает, что преступность возрастает, когда происходит изменение экономической ситуации как лучшую, так и в худшую сторону (любая эк.нестабильность), а экономическая стабильность наоборот действует на преступность смягчающим образом.