Социологические методы криминологии.


- частно-науч., эмпирич.методы (на основе практич.данных)

Опрос подразделяется на анкетирование и интервьюирование

Анкетирование – пис.опрос по заранее разработанной анкете (вопроснику), способ исследования криминологических проблем путем опроса достаточно большого числа лиц по специально разработанной письменной анкете.

Преимущество этого метода:

  • позволяет получить данные, не отраженные в статистике (об условиях жизни)
  • этот метод мобилен и экономичен, т.е. можно в короткий срок при сравнительно небольших материальных затратах опросить достаточно большую группу лиц
  • анонимность – всегда проводится анонимно (м.б. инф-я о негатив.сторонах жизни)
  • простота технического обеспечения
  • возможность быстрого проведения повторного опроса

Недостатки:

  • анкета непригодна для получения некоторых важных для криминолога сведений, т.к. ответы на вопросы анкеты носят вербальный (только на словах, не деле может быть все по-иному) и субъективный характер
  • неполный возврат заполненных анкет
  • возможны ошибочные записи в анкете, искажающие результаты исследования, из-за непонимания содержания вопроса (м.б. некорректные данные)
  • трудно, а иногда невозможно преодолеть нежелание опрашиваемого отвечать
  • трудно исключить возможность взаимных влияний.

1. По содержанию:

a. вопросы о фактах сознания, выясняют мнения, оценки, пожелания, планы на будущее

b. вопросы о фактах поведения - выявляют поступки, действия людей (подвид прожективные ?ы – реакция на предполагаемые ситуации)

c. вопросы о личности респондента (о поле, возрасте, образовании)

2. По форме:

a. открытые (предоставляют возможность респонденту самому ответить на вопрос в произвол.форме) – только несколько, иначе нельзя обобщить ответы

b. закрытые (те, на которые приводятся полный набор вариантов ответа)

c. частично-закрытые (если веер ответов явл. неполным (иное, пункт «свой вариант ответа»)

боль-во ?ов д.б. закрытыми и частично-закрытыми для обобщения информации

3. По форме:

a. прямые (вопрос, который требует оценки какой-либо ситуации из жизни респондента)

b. косвенные (предлагает разрешить проблемную ситуацию, которая отстранена от жизни респондента).

4. По функциям:

a. основные (на сбор информации об изучаемом явлении)

b. контрольные (проверяют надежность информации и устойчивость мнения опрашиваемых)

c. вопросы-фильтры (позволяют отсеять ту часть респондентов, кот. не м. ответить на ?ы в силу объективных причин (недостижение возраста, не был участником событий))

1) вводная часть – обращение к опрашиваемому, цель исследования, кто проводит исследование, правила заполнения анкеты

2) статусная (м.б. в начале или конце) - ?ы о личности респондента

3) основная – главные вопросы, им. отношение к теме

4) заключительная (необязательная часть) – опрашиваемому предоставляется возможность свободно высказаться по теме, проблеме

Требования к составлению анкеты:

1) небольшое вступление или обращение, в котором указываются цели и задачи проводимого исследования, организация, которое осуществляет это исследование и разъясняются правила заполнения анкеты

"Ув. респонденты, ИВГУ проводит исследование с целью установления _______________. Просим оказать помощь в ______________"

2) в начале анкеты идут простые вопросы - и по содержанию, и по заполнению, т.е. респондент должен привыкнуть к анкете.

3) в середине располагаются наиболее сложные и трудоемкие вопросы, а в конце - простые, т.к. респондент устает отвечать, внимание рассеивается

4) заполнение анкеты д.б. не более 45 минут, поэтому необходимо рассчитать кол-во вопросов (псих.особенности ч-ка – концентрация внимания)

5) логическая последовательность вопросов и расположение по тематическим блокам

Ответы на вопросы даются в устной форме.

Преимущества:

  • дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что сказывается на надежности и качестве полученной информации
  • мобилен, гибок (разъяснение содержания вопросов, коррекция вопросов, м. задать доп. и уточняющие вопросы)

Недостатки:

  • трудоемкость проведения
  • требует больших затрат времени, привлечения специалистов

3 вида интервью:

  • формализованное (стандартизированное) интервью - в основе заранее разработанный опросник; действия интервьюера жестко регламентированы, он должен придерживаться только вопросов, которые есть в программе интервью, не может менять их последовательность и формулировку;
  • фокусированное - менее стандартизированное, также заранее готовится перечень вопросов, но последовательность и формулировка могут меняться в ходе беседы
  • свободное - минимально стандартизированная процедура, не требует предварительной разработки вопросника, интервьюер должен лишь четко понимать какую информацию он хочет получить, все остальное, логическая взаимосвязь, их формулировка, план интервью все зависит от профессиональных умений исследователя

+ выделяют 4 вид: панельное – неоднократное интервью с одними и теми же лицами через опр.периоды времени в целях установления динамики их взглядов

Наблюдение - это непосредственное восприятие значимой для криминолога ситуации или поведения людей.

2 вида:

  • простое - исследователь пассивно наблюдает конкретную ситуацию со стороны, сам в ней не участвует
  • включенное – исследователь тайно включается в коллектив, становится его членом и осуществляет взгляд на группу изнутри; проблемой является допустимая степень интеграции с группой - иногда для слияния с ней встает вопрос об участии исследователя в аморальных и противоправных поступках, что является недопустимым. Сфера применения включенного наблюдения ограничена (либо допреступное поведение, либо в процессе отбытия наказания)
  • ограниченность сферы применения (наблюдать можно не все)
  • большие затраты времени для получения достаточного для выводов количества фактов
  • сложность внедрения в группу
  • наличие "кризиса терпения" со стороны объектов изучения (простое наблюдение), длительное присутствие наблюдателя вызывает негативную реакцию со стороны наблюдаемых

Плюсы:

  • позволяет получить объективную информацию

Область применения ограничена. Можно выявлять, таким образом, лишь действия социально положительных факторов, проверять эффективность профилактической работы. Не допускается искусственное создание отрицательных условий, провоцирующих противоправное поведение.

Часто предшествует внедрению новых институтов УП, УПП (суд присяжных), УИП (колонии-поселения как ИУ, выезд из колонии)

Группы научных и практических работников, которые имеют достаточные профессиональные познания и практические навыки в области борьбы с преступностью, предлагается высказать свои предположения по тем или иным криминологическим проблемам. Ответы обобщаются и анализируются и выводятся средние значения. С помощью этого метода изучают латентность (скрытость, незарегистрированность) преступности. Применяется метод при прогнозировании преступности, при исследовании эффективности норм и институтов уголовного права, уголовно-исполнительного права, уголовно-процессуального права.

Недостаток:

  • оценка эксперта основана на субъективном мнении
  • нередко возникают трудности со сбором репрезентативной группы экспертов
  • на опрос затрачивается много времени

Изучение документов проводится на основании анкеты, специально разработанной для исследования. Это позволяет формализовать полученные данные. Особенности: Зафиксированная в документах информация аккумулирована по другим поводам, а не в связи с проводимым исследованием. Исследователь не может по своему усмотрению расширять, дополнять информацию - мы получаем объективную информацию.

Чаще всего анализируются уг.дела, личные дела осужденных (в ИК с Спец.части) по специально разработанной анкете, проектирование информации, кот. м. получить из уг.дела