Понятие методологии и методики. система методов, используемых в криминологии.


Методология – система принципов научного исследования, которыми рук-ся специалист; философские начала познания и преобразования действительности.

Большинство отечественных криминологов работают в рамках диалектического материализма, изуч. явления в развитии, движущим источником кот. явл. соц.противоречия

В д.м. сущ-т положения о всеобщей взаимосвязи, взаимозависимости, все разв-ся по своим закономерностям, в т.ч. преступность, все имеет свои причины. Один из осн.законов философии – переход количественных изменений в качественные (порок насыщения преступностью – измен-ся темпы, м. даже сокращаться)

Методика - совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ними.

Метод - конкретный прием, который использует наука.

1) Теоретические (ист.метод, сравнит.метод, метод системно (преступность – система)-структурного (отд.виды преступности) анализа)

2) Эмпирические – направлены на изучение практич.данных (социологич., статистич., психологич.методы)

1) Общенаучные - имеют универсальный характер и используются в любой области научного познания, например, сравнительный метод, метод системно-структурного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному

2) Частнонаучные - применяются в отдельных областях научного познания и криминология использует 5 групп таких методов:

- социологические (с их помощью социальные явления изучаются в их конкретном проявлении в конкр. условиях места и времени): 1) опрос в виде анкетирования (заоч.опрос), интервьюирование (очный опрос), 2) наблюдение (открытое и тайное), 3) эксперимент, 4) метод экспертных оценок, 5) анализ документов (изучение конкр. уг.дел)

- статистические (основаны на науч.изучении различ.форм статистики, с помощью этих методов выявляются статистические закономерности преступности, т.е. такие закономерности, которые проявляются не в каждом конкретном случае, а лишь в большой массе явлений): начальная школа рецидив.преступности – кражи, грабежи, хулиганства, чем раньше сов-ся преступление (до 18 лет), тем выше вероятность рецидива)

- психологические: тестирование (используется для изучения личностных характеристик преступников, иногда потерпевших) и социометрия (изучают взаимоотношения в малых социальных группах)

- правовые: наиболее часто применим метод сравнительного правоведения (оценивает эффективность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных систем в различных странах мира)

- математические: метод математического моделирования криминологически значимых явлений, процессов. Например, строят матричные модели личности преступника или преступной группы; матричные модели структуры изучаемых объектов (личности преступника, преступной группы), корреляционный анализ – изучение вероятностных зависимостей (преступления и образование, пр. и семья)