Характеристика тенденции отставания системы социального контроля над преступностью.


Второй основной общемировой, и в том числе общероссийской тенденцией (наряду с абсолютным ростом преступности) является отставание социального контроля над преступностью.

Социальный контроль - это особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. В России в последние годы преступный беспредел сочетается с потерей управляемости и почти абсолютной бесконтрольностью: уголовной, административной, гражданской, экономической, финансовой, налоговой и т.д.

Преступность, будучи динамичной, мобильной системой, достаточно быстро реагирует с пользой для себя на все изменения в жизни общества. Всем этим она и отличается от достаточно неповоротливых государственных структур, призванных на борьбу с ней.

Преступность, в системе «преступность - борьба с преступностью», всегда выступает причиной. Борьба с преступностью является лишь реакцией или следствием. Поэтому зачастую реакция, например, на появление новых методов преступной деятельности или преступных проявлений со стороны государства запаздывает.

Проблемы, связанные с тенденцией отставания социального контроля над преступностью, осознавалась учеными и практиками уже достаточно давно. Появлялось и разрабатывалось большое количество теорий с целью ее изменения (антропологическая теория, клиническая, генетическая и т.д.). Большинство из них были отвергнуты, как нарушающие права человека и, вследствие этого, противозаконные.

Представляется целесообразным выделить следующие аспекты рассматриваемой тенденции:

1) Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, на основе которых осуществляется борьба с преступностью, по своей природе носят консервативный характер и, известной мере, политически и экономически зависимы. Любое изменение в законодательстве - достаточно длительный и трудоемкий процесс, проходящий несколько стадий подготовки и принятия.

2) Несмотря на то, что деятельность правоохранительных органов более мобильна, чем законодательство, однако все же эти органы действуют на основании и в рамках законов.

Недостаточно материально, технически (а сейчас еще и профессионально) обеспеченные, российские правоохранительные органы сталкиваются и ведут борьбу с хорошо организованной, интеллектуально и экономически подкованной или просто беспредельной преступностью.

Особо нужно подчеркнуть все более повышающийся уровень неверия основной массы населения в эффективность деятельности правоохранительных органов. Наметилась негативная тенденция, когда потерпевшие, либо совсем не обращаясь в правоохранительные органы за защитой, либо не получив там требуемой и законной поддержки, предпочитают либо сами либо с привлечением представителей преступного мира разобраться в возникшей криминальной ситуации.

Итак, можно сделать вывод, что в условиях построения демократического государства наблюдается тенденция постепенного разрыва между ростом преступности и социальным контролем над ней. Думается, что решить данную проблему можно лишь путем консолидации общественных институтов для выработки стратегии непрерывно корректируемого контроля над этим негативным социальным явлением.