Система мер борьбы с коррупцией.


Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;

определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (возможно, через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции – Генеральным прокурором России;

специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

систематической оценке результатов работы и корректировке мер.

При специальном предупреждении коррупции важны:

установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению и т. п. ); кадровой политикой, использование в том числе ротации кадров;

режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;

устранение фактов расхождения закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.